Автор: Марина Ковалевская

Тесты по профориентации: что с ними делать

Неотъемлемой частью профориентации в школах стали тесты – чаще всего, по методике Е.А. Климова (типы профессий «человек-человек», «человек-природа» и т.п.) Однако и школьники, и их родители все чаще жалуются на то, что «тест не помогает», «непонятно, что делать дальше». Работают ли тесты по профориентации, или это бесполезная трата времени? Как относиться к полученным результатам?

Кто придумал тест?

тесты по профориентации

Тестирование в современном понимании этого слова возникает в конце XIX века, однако различные проверки на пригодность к тем или иным функциям были известны еще Древнему Китаю и античной Греции. В 1890 году американский психолог Дж. Кеттел ввел термин «тест», получивший необыкновенную популярность вместе с методом. Эти первые «тесты» вовсе не были универсальными, как те, что привычны нам. Каждый тест подбирался индивидуально, подходил одному конкретному человеку и проводился опытным врачом.

В 1904 году по государственному заказу возникает «шкала Бине», которую известный психолог разрабатывает для оценки интеллектуальных способностей школьников. Шкала примечательна тем, что ее последнюю редакцию до сих пор используют для определения IQ, а кроме того, это была первая проба коллективного тестирования.

Первая мировая война вызвала необходимость в еще более упрощенном тестировании, которое мог бы проводить обученный человек, а не квалифицированный психотерапевт. С 1920 году в США, а затем и по всему миру, начинается «тестовый бум»: теперь каждый становится «сам себе психологом». Однако профессиональное и личностное самоопределение не дается настолько легко, с чем и столкнулись наши современники.

Карта и дорога

карта и дорога

Анализируя сегодняшнюю ситуацию, можно сделать два вывода:

  1. тесты по профориентации работают;
  2. значение этим тестам нужно придавать не очень большое.

Начнем с того, почему они работают. Тест дает хоть какую-то опору человеку в момент полной растерянности, когда он вообще не понимает, что делать. С тестами нужно работать, как с маршрутной картой. Мы приезжаем в какой-то город, где никогда не были, и не знаем, что в нем делать. Можно подойти к прохожим, поспрашивать, куда идти, составить карту. Или открыть приложение, которое является картой, и найти какой-то путь.

Но бывает, что карта обманывает: так многие таксисты говорят, что Яндекс сегодня что-то не то показал, меня не туда завел. Точно так и с тестом: это кот в мешке. Мы получаем какой-то результат: по группе крови, по отпечаткам пальцев, по 114 вопросам. Но этот результат – это всегда срез состояния человека на конкретный момент времени. О чем он может рассказать? Точно не о порывах души, и не о том, какая деятельность действительно нравится.

Результат теста – это некий срез убеждений и установок человека. Ориентироваться полностью на такой результат – значит продолжать следовать этим установкам. А ведь они могут быть совершенно не про внутреннее состояние, желания, которые есть у каждого человека. Они могут показывать чужие ожидания, убеждения. Мама очень хочет, чтобы я был творческой личностью – и вот я выдаю результат. Для мамы. Самоопределение подростков очень уязвимо, и подходить к этой области нужно предельно внимательно.

Если человек совсем дезориентирован, можно сделать тест, даже штук 5-10 – просто для расширения карты. Однако следует быть готовым к тому, что тех ответов, которые мы получим, все равно будет мало. И с неизбежностью возникнет вопрос: что дальше?

Что делать с результатом?

результаты теста

 

Результаты теста по профориентации для подростка очень абстрактны. Он не знает, как перевести полученные данные в конкретные реальные шаги. Допустим: «ты относишься к типу «человек-человек», тебе нравится общение с людьми». Да, нравится. И? У большинства подростков, прошедших тестирование, желание что-то делать потом – искать вуз, идти на дни открытых дверей практически отсутствует.

Поэтому обязательно работа с универсальными тестами (вот этими опросниками «для всех») должна дополняться индивидуальной работой с профессиональным психологом и самостоятельной работой. Проблема самоопределения подростка прежде всего в том, что он должен овладеть алгоритмом, навыком изучения себя, наблюдения за собой и принятия решений. Задача очень важная и ответственная.

Самоопределение всегда вызывает некую напряженность психики. А уж если вокруг атмосфера, словно перед запуском первого человека в космос, то стресс может вовсе парализовать ребенка. Поэтому не стоит относиться к выбору профессии, будто к пожизненному приговору, от которого зависит вся дальнейшая судьба. Это такое же рядовое решение, как, к примеру, покупка нового планшета.

Механизм принятия подобных решений доступно описан в бесплатном чек-листе «Десять шагов выбора специальности».  Здесь перечислены маленькие шаги, которые не будут угнетать и пугать подростка, а научат его познавать себя, собирать информацию, анализировать ее и делать выбор, опираясь на свои предпочтения. В результате ваш ребенок получит не сиюминутный срез его представлений, а устойчивый навык прислушиваться к себе и уметь работать с этими исходными данными.

comments powered by HyperComments

Больше статей рубрики Профориентация

На днях соцсети захлестнула ностальгия по студенчеству. МГУ им. М.В. Ломоносова запустил флешмоб #япоступил, призвав выпускников вспомнить сюжеты своих поступлений. Смарт Курс не останется в стороне, ведь в наши рядыПодробнее →

Страшно ли жить без денег? Выбор профессии в большинстве семей становится мучительной проблемой только потому, что люди боятся «роковой ошибки»: выбрать плохую профессию. Т.е. ту, что не будет востребована, иПодробнее →

4 года назад мы не предполагали, что идея Осознанного выбора будет интересна кому-то, кроме нас. Изначально она заключалась не в присвоении новых ярлыков и названий, а в поиске себя, нахожденииПодробнее →

Еще одна шикарная подборка книг от нашего методиста. Тут вам и сказкотерапия и пособие по любви к собственному ребенку! А еще много коллекций с развивающими играми, книги по воспитанию, выращиваниюПодробнее →