Автор: Михаил Мордасов

Школьники анализируют состояние мира и решают проблемы регионов

5-14 июля в Чувашской Республике будет проходить уже пятая Российская компетентностная олимпиада. Заинтересован в проекте – ни много ни мало – Национальный фонд подготовки кадров. И это вполне объяснимо, ведь компетентностный подход к образованию воспитывает человека, несущего личную ответственность за благополучие общества. Как же это происходит?

«Я – умею, я – могу!»

Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового мира, в котором главная ценность – мобильный, высококвалифицированный человек. Россия следует глобальным тенденциям: в стране выстраивается другая система образования, опирающаяся не на конечные знания, умения, навыки, а на компетенции или качества, необходимые человеку-универсалу – новому человеку грядущего.

Основные параметры компетентности – это способность и готовность. Учащийся должен уметь действовать в конкретной жизненной ситуации, а также обладать мощным волевым потенциалом. По мнению специалистов,  подростковый возраст – не единственное время, когда формируются эти базисные параметры. Любой жизненный опыт, каждая образовательная ситуация вносит свой вклад в развитие компетентности.

Как рождалась компетенция

как рождалась компетентность

Компетентностный подход подарила миру старушка Англия. Внимание фокусировалось на конкретных заказах профессиональной сферы, а не на проблемах образования. Термин «компетенция» родился в Америке в 70-х – и до сих пор не имеет своего четкого определения. Дать термину толкование так же сложно, как и определить качества, необходимые успешному профессионалу.

Собственно, компетентностный подход этим и занимается – учит людей универсальным составляющим успешной профессиональной деятельности. В каждой стране профессиональная сфера дает свой запрос на те или иные компетенции. И тем не менее, общее в этих подходах есть.

Компетенции-отмычки

инструменты компетентностиинструменты компетентности

Так называемые «ключевые компетенции» – это основание для всех других, более специфических и предметно ориентированных. Они необходимы в любой сфере деятельности любой страны. Это залог самоопределения, жизненного успеха человека и благосостояния общества. Именно ключевые компетентности легли в основу модернизации образования в России.

Список ключевых компетенций, принятый на симпозиуме Совета Европы, призывает человека к достижению значимых для него целей.

  1. Изучай!

— Сам возьми ответственность за свое обучение.

— Следи за упорядоченностью и связностью познаний.

— Ищи личные эффективные приемы обучения.

— Учись преодолевать трудности.

— Учись с помощью полученного опыта.

  1. Ищи!

— Пользуйся различными материалами.

— Расспрашивай окружающих.

— Советуйся с экспертами.

— Учись работе с документацией.

  1. Думай!

— Изыскивай связи прошлого и настоящего.

— Развивай в себе критическое отношение к различным моментам развития социума.

— Преодолевай робость и иные недостатки.

— Развивай собственное мнение, отстаивай его в дискуссиях.

— Оценивай окружение, в том числе с точки зрения политики и экономики.

— Вырабатывай полезные привычки.

— Цени искусство и разбирайся в нем.

  1. Взаимодействуй!

— Осваивай сотрудничество через совместный труд.

— Учись создавать и выполнять соглашения.

— Учись договариваться.

— Развивай навык принятия решений.

  1. Включайся в работу!

— Входи в коллектив или группу и выполняй свою часть работы.

— Доказывай единство группы.

— Принимай ответственность.

— Умей организовать себя.

— Научись использовать технику.

  1. Адаптируйся!

— Владей технологиями.

— Не бойся трудностей.

— Будь гибким в изменяющихся условиях.

— Находи оригинальные решения.

Надежда «Русского мира»

3

По мнению Александра Попова, главы АНО ДПО «Открытое образование» и руководителя Лаборатории компетентностных практик, цель нового подхода к обучению вообще и компетентностных олимпиад в частности – это страна, которая является полноправным субъектом международного взаимодействия на всех геополитических уровнях. Страна, в которой каждый ее гражданин может менять жизнь общества к лучшему уже со школьной скамьи.

Компетентностные олимпиады показали, насколько органично учащиеся подходят для такой деятельности, насколько продуктивен индивидуальный подход, опирающийся на культурно-историческую теорию и практическую деятельность. Открытое образование старается развить в ученике базовые компетенции, чтобы он мог решить проблему самооопределия и приносить реальную пользу своему региону и обществу в целом.

Программа сопровождения «Система Выбор», созданная нашими специалистами, тоже относится к составляющим открытого образования. Курс помогает облегчить профессиональное и личностное самоопределение путем развития модели осознанного выбора. Система наставничества, индивидуальный подход к каждому подростку, создание условий для того, чтобы ребенок мог найти себя и свой путь – все это «Система выбор». И включиться в нее вы можете уже сегодня!

comments powered by HyperComments

Больше статей рубрики Профориентация

На днях соцсети захлестнула ностальгия по студенчеству. МГУ им. М.В. Ломоносова запустил флешмоб #япоступил, призвав выпускников вспомнить сюжеты своих поступлений. Смарт Курс не останется в стороне, ведь в наши рядыПодробнее →

Страшно ли жить без денег? Выбор профессии в большинстве семей становится мучительной проблемой только потому, что люди боятся «роковой ошибки»: выбрать плохую профессию. Т.е. ту, что не будет востребована, иПодробнее →

4 года назад мы не предполагали, что идея Осознанного выбора будет интересна кому-то, кроме нас. Изначально она заключалась не в присвоении новых ярлыков и названий, а в поиске себя, нахожденииПодробнее →

Еще одна шикарная подборка книг от нашего методиста. Тут вам и сказкотерапия и пособие по любви к собственному ребенку! А еще много коллекций с развивающими играми, книги по воспитанию, выращиваниюПодробнее →