Автор: Михаил Мордасов

«Когда дети – просто афиша. Для галочки»

Сегодня все чаще родители начинают задумываться о том, какую профессию выберут их дети. Даже в госповестке присутствует этот вопрос: Путин, Медведев и все значимые лица страны говорят про выбор профессии подрастающим поколением. Однако всерьез ли озабочены взрослые проблемой профориентации?

Опыт «Смарт Курса» показывает, что в семьях начинают беспокоиться о выборе профессии в 9-11 классе, когда уже нужно сдавать экзамены. Лишь небольшая часть родителей старается заранее, класса с шестого, поддержать ребенка в вопросе выбора и самоопределения. Это прекрасно, но пока процент таких семей очень небольшой.

Мир изменился – хоть это и заезженная фраза!

мир

Стандартная советская модель жизни, когда «я учусь, потом работаю, после – выхожу на пенсию» – не работает. Американская и европейская статистика говорит о том, что к 30 годам человек меняет около 4 видов деятельности, а к 40 – больше 6. В современном мире люди постоянно чему-то учатся, пробуют новое.

Получается, что многое изменилось, но наша система образования все еще построена таким образом, что ребенок на выходе из 11 класса по-прежнему должен выбрать профильные для себя экзамены, сдать их и на базе этих экзаменов поступить в вуз. В вузе он знакомится с достаточно широким спектром знаний, но не получает ответа на ключевой вопрос «кем я буду?»

К примеру, что из себя представляет «юрист»? Это судебный пристав? Или адвокат? Или юрист, который в компании занимается документооборотом-договорами? Существует масса разных направлений. По сути, юрист – это метапрофессия.

При этом в современной школе на детей-подростков и родителей оказывают огромное давление, связанное с ЕГЭ. Многие путают понятие «профориентация» со сдачей экзаменов, выбором специальности, вуза. Система профориентации присутствует в школе исключительно на уровне теста. Плохого в тесте, безусловно, ничего нет, но он не работает в качестве помощи. Он просто дает вектор выбора одной из 20-ти профессий. А эти 20 профессий относятся к тем самым метапрофессиям (как юрист), и что они в себя включают – подростку непонятно. Если же ориентироваться на реальные профессии, которые предлагают на выбор в тесте, то их около 40 000!

Стандартное решение или индивидуальное развитие?

нестандарт

Вопрос профориентации начинает волновать родителей, прежде всего, в самом раннем возрасте чада, когда ребенку уделяют много времени – просто потому, что он растет. Мама в декрете, водит его на разные кружки и секции, и ей интересно: что же будет с ним в будущем? А потом наступает большой перерыв.

По данным аналитики «Смарт Курса», пока ребенку не исполнилось 7 лет, родители уделяют много внимания вопросам будущей профессии. С 7 до 11-12 лет этот интерес снижается. Если у ребенка не сложилось с профильными кружками-секциями то, скорее всего, родители выберут стандартный набор из творческих занятий (рисование, музыка). Возможно, выбор остановят на спорте либо углубленном изучении языков. Соответственно, в дальнейшем подростка ждет опять же стандартная подготовка к ЕГЭ. Вот классическая схема того, что у нас представляет собой дополнительное образование!

Параллельно существует обширная область допобразования, – к слову, давно уже освоенная за рубежом. Это все, что связано с soft skills, проектной деятельностью, с умением коммуницировать, выражать себя. Данный момент присутствует и у нас в государственном образовательном стандарте, но вот реализация его хромает.

Более 50% населения недовольны тем, чем они занимаются

завал

Проектно-исследовательская деятельность в наших школах (и большинство директоров это подтверждает!) это, к сожалению, «отписная функция»: «сдаем бумажку о том, что мы якобы провели работу». Но на самом деле исследовательская деятельность означает, что «я узнаю что-то новое, открываю очередную истину». Проектная деятельность – «я реализовываю свой замысел от идеи до готового продукта». У нас даже к международным конкурсам, типа SAGE, чаще готовятся педагоги, чем сами школьники! Чтобы Россию достойно представить на международном турнире, все делают за детей. Подростки же – просто афиша. Для галочки!

В нашей стране 52% населения получило высшее образование. И это самый большой процент в мире! Но есть и другая статистика: более 50% людей недовольны тем, чем они занимаются. Потому что, с одной стороны, в зрелом возрасте многие продолжают искать себя. С другой стороны, они занимаются тем, что выбирали наобум, и им это не нравится… Многие смиряются: «ну и о’кей, буду продолжать этим заниматься!» Это то, к чему ведет чужой выбор, который тотально наполняет жизнь подростка.

Да, болит. Но не решайте проблему «как все»!

не как все

На Newtonew есть отличный референс Антона Смирнова с рекомендациями для родителей. Автор показывает, что профориентация без самоопределения – это бред: «Хорошо, выбрали мне сообща вуз, а сам-то я чего хочу?»

В российской школе практически не учитывают желания человека, а в семье начинают поздно заниматься вопросами выбора. Многим родителям непонятно, зачем ими заниматься, когда ребенку еще 10-12 лет – проблемы-то как бы и нет! Чаще всего о поисках выхода начинают думать, когда столкнулись с проблемой лоб в лоб. И все хотят максимально быстрого ее решения!

Родителям необходимо задумываться о профориентации задолго до того, как ребенок пойдет в выпускной класс, наблюдать за его особенностями и способностями, учиться и учить выбирать.

Выдыхайте! Никто не пострадает!

выдыхайте

Хочется дать совет родителям, которые прямо сейчас столкнулись с этой проблемой. Во-первых, выдохните! Даже если вы никаких инструментов профориентации не используете, а просто обсуждаете со своим ребенком различные варианты развития его жизни, при этом не навязывая ему свою точку зрения – это уже много.

Какой бы выбор вы сейчас ни сделали:

  • ребенок от этого не умрет;
  • его жизнь не будет испорчена и загублена тем, что он, например, не туда поступил или вообще не поступил;
  • ему обязательно придется выбирать в сфере профессий что-то еще – и неоднократно!

Да, уровень напряжения большой. И советы типа «расслабьтесь и не парьтесь» в такой напряженной ситуации не особо работают. Прекрасно можно понять тех родителей, которые возмутятся: «Обсуждать выбор с ребенком, да?! Я с ним весь этот год обсуждал проблему, а он не хочет выбирать!» Можем предложить хорошее средство: скачать чек-лист «Смарт Курса» по выбору профессии. Он поможет вам разобраться в проблеме выбора.

Какие выводы можно сделать?

Во-первых, давление со стороны школы понятно, его просто надо принять. Во-вторых, выбор ребенка тоже нужно принять, даже если он решит пойти в армию или вообще не сдавать никаких экзаменов.

Дать возможность подростку самоопределиться – не означает просто отправить его на тест или тренинг и забыть об этом. Эта задачка не на 2 часа, быстро и легко её не решишь. Нравится нам это или нет, но становление человека не прикроешь плакатом «Я хороший родитель и все, что нужно, сделал». И выбор вуза на этом пути – далеко не финальная точка.

comments powered by HyperComments

Больше статей рубрики Профориентация

На днях соцсети захлестнула ностальгия по студенчеству. МГУ им. М.В. Ломоносова запустил флешмоб #япоступил, призвав выпускников вспомнить сюжеты своих поступлений. Смарт Курс не останется в стороне, ведь в наши рядыПодробнее →

Страшно ли жить без денег? Выбор профессии в большинстве семей становится мучительной проблемой только потому, что люди боятся «роковой ошибки»: выбрать плохую профессию. Т.е. ту, что не будет востребована, иПодробнее →

4 года назад мы не предполагали, что идея Осознанного выбора будет интересна кому-то, кроме нас. Изначально она заключалась не в присвоении новых ярлыков и названий, а в поиске себя, нахожденииПодробнее →

Еще одна шикарная подборка книг от нашего методиста. Тут вам и сказкотерапия и пособие по любви к собственному ребенку! А еще много коллекций с развивающими играми, книги по воспитанию, выращиваниюПодробнее →