Автор: Марина Ковалевская

В самом ли деле нужно учиться выбирать?

«Вы разве серьезно? Да ну, кто из нас не умеет выбирать!» Примерно так реагируют многие люди на информацию о том, что я «учу выбирать». А между тем умение делать осознанный выбор присуще ничтожно малому проценту наших сограждан. Очень часто народ бросается из крайности в крайность, то «выбирая не выбирать» и полностью отдаваясь на волю случая, то зарабатывая себе нервные срывы на попытках все в жизни учесть и проконтролировать. Между тем с ситуациями выбора мы сталкиваемся тысячи раз за свою жизнь. Не проще ли один раз научиться это делать в подростковом возрасте?

Проблема осознанного выбора

проблема осознанного выбора

Когда подросток решает, куда пойти учиться, это часто своего рода первый шаг: первый раз человек столкнулся с выбором такого масштаба. С выбором достаточно сложным, выбором, чем я хочу заниматься дальше, что мне будет приносить удовольствие, доход. Какие же сложности могут здесь подстерегать?

Это может быть:

— выбор других людей за человека: родители, учителя, наставники могут давить на подростка из самых «благих намерений», которые известно, куда приводят;

— опоры не на то, что я действительно хочу каждый день делать, не на то, что драйвит, а на какие-то социально желательные ответы;

— поиск опоры в материальных средствах, по логике: мне все равно, чем заниматься, лишь бы много платили;

— выбор «за компанию»: пойти вместе с друзьями куда-то поступить, либо это престижно, модно и т. д.

Сейчас, кстати, очень большая тенденция обсуждения «профессий будущего», «компетенций будущего»… Я не знаю, что будет в будущем, но это – еще один поиск опоры во вне, а не внутри себя. Безусловно, в это можно играть – но а где же то, что на самом деле хочется делать? К примеру, если человек любит рисовать, ему действительно это нравится, но он смотрит, что художников в будущем не будет, и ему не понятно, на что опираться!

Я бы порекомендовала прежде всего – послушать себя. И это как раз и есть самая большая сложность выбора: услышать себя! Услышать, что мне нравится, к чему зовет меня душа. Это так сложно потому, что в детстве мы мало где выбираем. Начиная от еды, которую мы едим, заканчивая образовательным учреждением. Ну и вообще мало семей, где дают возможность выбирать ребенку. Хотя это можно делать с ранних лет.

Поздравляю, вы в Системе!

3-система

Смарт Курс создал программу сопровождения «Система Выбор». Из каких этапов состоит обучение? У нас сейчас есть двухдневное погружение, где мы рассказываем про основную технологию – метод осознанного выбора – как мы ее понимаем. Это 5 шагов: «остановись», «исследуй», «выбери», «сделай» и «поделись». Если брать систему, то это некий цикл контакта с миром в принципе. Т.е. сначала мы замедляемся и понимаем, что нам действительно нужно, потом исследуем, где это можно взять, потом выбираем – это тоже некий шаг, который может длиться какое-то время, а потом – некое действие. Шаг «поделись» появился какое-то небольшое время назад, его раньше не было. Он про присвоение результатов того, что получилось, про то, чтобы передать свой опыт другим людям. Это завершение цикла выбора.

И вот за эти два дня мы рассказываем технологию, погружаемся в мир каждого участника (а как это происходит у тебя?), и уже пытаемся делать небольшие выборы. И потом в течение 5-ти недель с каждым конкретным ребенком работает наставник. Это вообще отдельная история. Я вот понимаю, что если бы у меня был наставник в 14-15 лет, это было бы просто «Вау!», и многие проблемы были бы решены. И наши участники говорят о том, что наставник – это гвоздь программы. Т.е. два дня – это, конечно, круто, но вот пять недель, когда человек только про тебя, когда он помогает тебе исследовать рынок труда и интересующие профессии, помогает сориентироваться, выполнить задания, которые мы даем – это всегда некое событие.

У нас еще есть такое мероприятие, как «Уикэнд профессий», мы туда приглашаем экспертов из разных областей. И они просто рассказывают, как они находятся на том месте, которое сейчас им нравится, и о том, чем они занимаются. Т.е. это тоже некая среда, которая позволяет подростку дальше познавать себя. Кстати, безумно интересное мероприятие. Туда и взрослые начали ходить, потом мы, конечно, этот поток ограничили, потому что стали задавать вопросы только взрослые, и было непонятно, для кого, собственно, мероприятие. Но, в целом, это тоже еще одна возможность познать себя, узнать, что делать, как осуществить выбор профессии.

Жизнь после Смарт Курса

метод маленьких шагов

Что делать, когда прохождение программы позади и мы остаемся наедине с самими собой? Либо вообще решили учиться выбору без программ, а так сказать, подручными средствами? Я бы, во-первых, шла методом «маленьких шагов», как в любом изменении.  Потому что профориентация – это некое изменение, изменение условий, когда я вдруг направляю свой путь куда-то, в какую-то роль, может быть, или в какие-то иные условия жизни.  Так, маленькие шаги: что мне сейчас важно? Мне сейчас важно, предположим, остаться в школе, учиться, и учиться с удовольствием. А что мне для этого нужно? Ну и так далее. Безусловно, эти шаги должны вести к мечте, к какой-то значимой цели.

Во-вторых, не нужно пытаться сделать выбор на всю жизнь, потому что это очень пугает. И вот этот вот вопрос «кем ты будешь?», который у нас задают с пяти лет – это просто ужасно! Это экзистенциальный вопрос, чуть ли не про смысл жизни, и как человек может с ходу-с лету на него ответить? Вспоминается, как Джон Леннон рассказывал: «Я хочу быть счастливым – и отстаньте от меня!» Пусть счастье, всплеск энергии от мысли о своей цели станет тем маячком, который укажет путь вашему выбору!

comments powered by HyperComments

Больше статей рубрики Наши события

На днях соцсети захлестнула ностальгия по студенчеству. МГУ им. М.В. Ломоносова запустил флешмоб #япоступил, призвав выпускников вспомнить сюжеты своих поступлений. Смарт Курс не останется в стороне, ведь в наши рядыПодробнее →

Страшно ли жить без денег? Выбор профессии в большинстве семей становится мучительной проблемой только потому, что люди боятся «роковой ошибки»: выбрать плохую профессию. Т.е. ту, что не будет востребована, иПодробнее →

4 года назад мы не предполагали, что идея Осознанного выбора будет интересна кому-то, кроме нас. Изначально она заключалась не в присвоении новых ярлыков и названий, а в поиске себя, нахожденииПодробнее →

Еще одна шикарная подборка книг от нашего методиста. Тут вам и сказкотерапия и пособие по любви к собственному ребенку! А еще много коллекций с развивающими играми, книги по воспитанию, выращиваниюПодробнее →